Дойти своей дорогой в храм...

- Звезда Лас-Вегаса, - сказали мне вчера.
Благодарили, улыбались, как всегда.
А я смотрел на них с любовью и тоской:
Хочу на Родине я быть такой звездой.

Игорь Наджиев

От редакции: В прошлом номере журнала мы опубликовали интервью с певцом Игорем Наджиевым и подборку его стихотворений. За это время мы получили большое количество откликов на эти публикации. Читатели нашего журнала из США и России были единодушны - они хотели побольше узнать о любимом певце. С удовольствием выполняем многочисленные просьбы.

И. С. (Ирина Седловская): Игорь, сейчас снимается документальный фильм о тебе для канала <<Культура>>. Расскажи о нем.

И. Н. (Игорь Наджиев): Снимает эту картину Ольга Афинская. Я с ней знаком давно. Она была певицей, потом окончила институт им. Гнесиных, одно время она даже работала стюардессой. Сейчас Ольга учится на факультете режиссуры. Однажды она пришла и сказала: <<Я хочу снять документальный фильм о тебе. Мы понимаем друг друга достаточно для того, чтобы разговаривать без всяких тайн. Главное, чтобы рассказ был доверительным>>.

И. С.: Игорь, этот фильм о твоей судьбе?

И. Н.: О моей судьбе, о том, как я живу сейчас. О том, почему так странно происходит?

Человек - любимый, известный - а его не пускают на телеэкран?! Почему это страшное слово: <<неформат>> приклеивается к очень одаренным людям?!

<<Неформат>> - рабочее название фильма. Не знаю, останется ли оно таким. Что такое <<неформат>>? Режиссер очень глубоко копает, проводит параллели с Высоцким, Чайковским, Вертинским.

Недавно в журнале <<Где>> вышла рецензия на мой последний альбом. Ее автор, давая рецензию на музыку, обсуждает исключительно мой внешний вид. Дальше он говорит, что в принципе альбом интересен набором композиций, где после забойных скоморохов, Наджиев лихо ударяется в религиозную тематику, начинает читать молитвы, петь романсы на стихи старцев и взывать к Господу о том, чтоб он уберег Россию. Разве это плохо, когда артист, выходя на сцену, взывает к таким понятиям, для того, чтобы человек задумался о Боге, о жизни, о Земле своей?! Но самое интересное было, когда я прочитал название раздела, в котором была на меня рецензия. В журнале существует <<поп - раздел>>, <<рок - раздел>>. Мой диск <<Моя судьба в Твоих руках>> был отнесен к разделу романсов. Оказывается, я выпустил диск романсов! В общем, я прародитель нового течения - <<романс - ремикс>>.

И. С.: Многие артисты боятся открывать душу перед публикой, надевают маску, считая, что артист всегда должен оставаться загадкой...

И. Н.: Загадка должна быть не в маске, а в том, откуда ты силы черпаешь...

И. С.: А откуда ты силы черпаешь?

И. Н.: Бог дает.

И. С.: Что для тебя вера в Бога?

И. Н.: По большому счету, это не я пишу. Я понимаю, что все стихи, все песни вложил в меня Бог, а я просто их записал. Все творческие люди - это песчинки, просто очень наэлектризованные. Бог заставляет их светиться и превращаться в бриллианты и алмазы.

И. С.: Игорь, нужен ли в искусстве элемент сравнения? Имеет ли смысл сравнивать артистов друг с другом?

И. Н.: Сравнение с теми, кто в нашей стране - правильно. Должна быть преемственность, традиция. Когда артиста сравнивают с теми, кто был до него - это здорово! Но когда начинают сравнивать с западными аналогами - это смешно! Вчера я смотрел выступление Олега Попцова на ТВЦ. Мне оно очень понравилось. Он поднял очень важную тему: <<Почему самые талантливые, самые интересные, самые достойные у нас всю жизнь находятся в обороне?!>> Сколько можно! У нас все самое ценное находится на стороне баррикад!

И. С.: Наверное, потому что эти люди - революционеры, они меняют жизнь, открывают новые эры в искусстве.

И. Н.: Они меняют жизнь, и при этом их всегда пытаются откинуть, как старье, восклицая: <<Вы никому не нужны>>.

И. С.: Да, но это вовсе не старье, а вечность.

И. И.: Да, это вечность - поэтому Бог судья тем, кто пытается их захоронить.

И. С.: Игорь, что тебе помогает дальше заниматься творчеством и не озлобиться на мир?

И. Н.: Люди. Они, помогая, друг другу, помогают сами себе удержаться в этой жизни.

И. С.: Игорь, твоя манера общения с публикой - тет-а-тет. Твой зритель чувствует, будто ты обращаешься именно к нему, ощущает себя сидящим не в зрительном зале, а с тобой вдвоем у камина. Ценно ли тебе это?

И. Н.: Я этим живу. Чем больше доверительности будет в общении артиста с залом, тем быстрее произойдет их контакт, и тем ценнее будет эта встреча. Я непременно сделаю так, чтобы на моем концерте публика веселилась и танцевала. Но обязательно в моей программе будет блок песен, где простите, не до развлечений, где люди начнут плакать.

Мы встретились сегодня на концерте. Это великое счастье! Но ведь из этого зала завтра может кто-то уже уйти в другой мир. Трагедия может произойти в жизни каждого из тех, кто находиться в зрительном зале. Да с тем же артистом может произойти. Концерт - это всегда очень ответственное мероприятие. Правильно Муслим Магомаев говорил: <<Концертов не должно быть много - их должно быть ровно то количество, чтобы и артист и публика готовились к нему, ожидали его>>.

И. С.: Игорь, в отличие от многих артистов, ты можешь выступать на полную катушку и не только перед залом, но и перед одним человеком? Что тобой руководит в этот момент?

И. Н.: Настоящий артист, должен не только уметь выступать на стадионе, но и одного человека увлечь своими мироощущениями, впечатлениями, вовлечь его в диалог.

И. С.: До каждого ли человека можно достучаться?

И. Н.: До каждого. Все зависит от количества времени, которое ты потратишь. Во всяком случае, люди, которые не хотят общения, просто встают и уходят. Мне кто-то сказал: <<Игорь, тех людей, которые не согласны с твоим мировосприятием, твои песни просто выталкивают из зала. Они уходят>>.

И. С.: Когда-то актерская профессия считалась позорной, и артистов даже не хоронили на кладбище.

И. Н.: Слава Богу, что сегодня приходит осознание того, что артист - это лекарь человеческих душ. Эта та каста людей, которая очень нужна человеку. Когда хорошо - всем нужна музыка, когда плохо - тоже нужна музыка.

И. С.: Игорь, расскажи историю рождения песни <<Боже храни Россию>>.

И. Н.: Эта песня у меня появилась буквально после событий 11 сентября в Америке. По МУЗ ТВ показывали клип с Джессикой Симпсон. В отзывах на этот клип один россиянин послал сообщение: <<Какие в Америке замечательные певицы!>> А в конце добавил: <<Боже, храни Америку!>> Меня это всколыхнуло: <<А что же та страна, в которой ты живешь?!>> Когда же скажут: <<Боже, храни Россию!>> В этот же день просыпаюсь ночью, а у меня в голове крутится фраза: <<Боже, храни Россию!>>

И. С.: А эта фраза сразу родилась с мелодией?

И. Н.: Сначала была одна мелодия, и я ее записал. Но она мне не понравилась. Я опять встал и дописал слова уже на другую мелодию. Порой я даже над собственными стихами плачу.

И. С.: Получается, что ты пишешь несколько строк и тут же становишься собственным зрителем, по реакции которого твой внутренний цензор определяет, нужно ли что-то переделывать или нет?

И. Н.: Да. После того как мотив найден, слова идут очень легко.

И. С.: Это и есть клип. Насколько этот видеоряд похож на твой будущий клип?

И. Н.: Практически один в один. Например, клип <<Боже, храни Россию>> я именно таким видел, когда писал.

И. С.: Игорь, возможно ли с помощью стихотворений, музыки изменить характер человека, его судьбу?

И. Н.: Одна женщина из Санкт-Петербурга рассказывала, что была в ее жизни ситуация, при которой она хотела наложить на себя руки. И кассета с моими песнями остановила ее от рокового шага.

Главное - это помочь человеку жить. Вот цель и задача искусства.

И. С.: Игорь, какое место в твоей актерской жизни занимает игра?

И. Н.: Хорошие актеры вообще не играют - они живут. Анна Ахматова говорила: <<Настоящим поэтам нужно бояться своих стихов, потому что они сбываются>>. Так и настоящим актерам нужно бояться своих ролей, потому что роль настолько плотно прилегает к настоящему артисту, что может слиться с ним.

И. С.: Ты избегаешь каких-то ролей?

И. Н.: Нет, - это моя профессия. И если суждено мне будет сыграть какую-нибудь жуткую, страшную роль - я сыграю. И если суждено мне будет, потом за нее заплатить еще более страшным в своей жизни - заплачу.

И. С.: Игорь, как ты считаешь: каковы характеристики сильного человека?

И. Н.: Сильный человек - это человек, который ценит свое прошлое и любит настоящее. Ценит те утраты, которые у него в жизни были, благодаря которым он стал сильным. Потому что сильным становятся, только проходя через потери в своей жизни.

Для чего-то ведь жизнь каждому дана. И даже смерть дается не только тем, кто уходят, но и тем которые остаются жить. Для того, чтобы человек многое осознал, поднялся на другую ступень в своем духовном восприятии мира.

И. С.; От чего в своей жизни тебе было бы тяжелее всего отказаться?

И. Н.: От профессии и от встреч.

И. С.: Каких людей ты особенно ценишь?

И. Н.: Добрых, искренних. Люди на земле встречаются не просто так. Мы все выполняем какую-то миссию. Если мы мыслим одинаково, если мы понимаем, друг друга, значит, для чего-то нас Господь свел.

Ирина Седловская (США), журнал <<Большой Вашингтон>> No 5 2005 год.

счетчик посетителей сайта
dating direct.comonline dating services