Быть певцом - дорогое удовольствие

В телевизионном "Кабаре" шла презентация фильма "20 лет спустя". Передача впервые собрала вместе актрис и поэта, режиссера и певца, принимавших участие в новой картине. В плеяде заслуженных и известных - Л. Дербенева, О. Кабо, Е. Стриженовой - появилась новая звезда - молодой певец Игорь Наджиев.

...Под крышей "Кабаре" звучала музыка. Певец, он же лирический герой, простирал руки, вопрошая воображаемую возлюбленную "Что я без тебя?!" А вместо ответа получал в свои объятья летящую, легкую, как поцелуй, Катю Стриженову, и они парили вместе, оставляя где-то в ином измерении и "Кабаре", и весь уютный телемирок... Сцена удалась!

- А знаешь, как они снимали эти полеты? - спросит потом Игорь. - Меня и Катю Стриженову - вдвоем! - заставили встать на крутящуюся жестянку (круг "Здоровье" называется) и сказали: "Если будете падать, ты ее лови!" Так вот мы и порхали, на круге "Здоровье".

- И падали?

- Падали! Попробуй с него не упади, вдвоем-то!

...Смешной эпизод, вторая реальность сказочного мира искусства, его тень, обратная сторона Луны. Какие неожиданности ждут в этом зазеркалье Игоря Наджиева, так ярко и темпераментно взлетевшего под обманчивый купол эстрады? Или он сам станет неожиданным открытием, новой звездой?

-Игорь, ты не впервые вышел на подмостки, новичком участника и лауреата многих конкурсов никак не назовешь. "Ялта", "Юрмала", несколько лет работы в Москве - все это хорошая школа реализма. Что для тебя мир эстрады? Не потерял ли он своей притягательности? Не испугала ли капризным нравом судьба артиста, певца?

-Нет, как это ни странно. Хотя меня не только пугали, но и пытались всеми способами не пустить на сцену. Кому-то казалось, что я слишком молод для эстрады, кто-то говорил, что у меня вообще нет данных, и я должен забыть о своих мечтах.

Я не нравился, когда в начале 80-х пел про Афганистан. "Ты не имеешь права это петь, потому что там не был", - убеждали меня, чтоб хоть как-то заткнуть рот. Я не понравился и в 1991 году на телевидении, когда принес песню "Потерянная страна". "Какую это страну ты имеешь в виду? Ту, что до путча, или после путча?" - пытал меня один из редакторов. Смешно, правда? Авторы песни Л. Дербенев и М. Дунаевский тоже посмеялись от души. Но знаешь, когда взрослые люди задают тебе дурацкие вопросы, придираются к любой ерунде, лишь бы утопить и не пустить на сцену, то становится не по себе. А потом многие из тех, кто "не пущал", расшаркиваются перед тобой и лезут в приятели: "Мы уже тогда верили в тебя, Игорь! Ты молодец, что не бросил петь!" В общем, молодец, что вас не послушался!

За это время я встретил столько оборотней, что моя вера в людей сильно пошатнулась. Ведь эстрада, искусство далеко не всех делают чище и добрей. Чаще наоборот. Это открытие - самое большое мое разочарование. Но и оно не остановило. Я знаю, что все равно буду петь!

- Задам вопрос на модную тему: сколько стоит быть певцом?

- О, это очень дорогое удовольствие! Это роскошь, которую не каждый может себе позволить.

- Однако ты в числе счастливчиков. Означает ли это, что ты принадлежишь к числу обеспеченных людей?

- Что ты! Конечно, нет. Костюм у хорошего портного стоит дороже, чем мое выступление на сцене. Гонорары расходятся на оплату аранжировщиков, музыкантов, модельеров. Большинство поэтов и композиторов требуют за тексты и музыку пятизначные суммы.

Сейчас я хотя бы чаще выступаю. Но и расходы возросли в сотни раз. Ведь надо делать записи, репетировать, да в конце концов - надо что-то есть и во что-то одеваться! А ты сама знаешь, сколько стоит сегодня жизнь.

Квартира, которую я снимаю в Москве, обходится в пять тысяч за месяц. Особым комфортом эта "обитель" не отличается. Спасибо отцу, который бросил все свои дела в Астрахани, приехал сюда и помог мне найти и снять жилье. Иначе мне пришлось бы скитаться по знакомым или поселиться в общежитии. Такой опыт у меня уже есть: первые годы столичной жизни я обитал на полулегальном положении в общежитии ГИТИСа. Честно говоря, удовольствие ниже среднего!

А прошлой зимой мне попросту грозило выселение на улицу. МП "Альянс", объявившее себя спонсором певца Игоря Наджиева, распалось, его "шеф" сбежал в Штаты, и меценаты не собирались больше оплачивать мое проживание в Москве. Сам я в тот момент перебивался редкими заработками. Выступлений было мало, Хотя организация концертов и гастрольных поездок входила в договор со спонсорами. Но обязательств своих горе-покровители не выполнили. А претензии предъявлять было не к кому - мы же не в правовом государстве живем!

- Часто ли сталкиваются с подобными ситуациями молодые исполнители?

- Сплошь и рядом! Бывают и более серьезные конфликты со спонсорами. Ведь они покупают артистов "с потрохами". А без материальной подкачки даже самый талантливый исполнитель не сможет выдержать конкуренции, стать звездой. Поэтому большинству приходится мириться с кабальными условиями договоров и молчать. Но как бы там ни было, я могу сказать одно: самыми трудными в творческом и в материальном отношении были для меня периоды, когда я оставался без спонсорской поддержки.

Поэтому я согласился заключить контракт с продюсерским центром "Русское шоу", запросившим 75 % от всех моих прибылей. Это очень много, но ничего не поделаешь: раз платит за все спонсор - ему и заказывать музыку!

- Выходит, независимость и беззаботная жизнь молодых артистов и певцов - это всего лишь миф?

- Иногда миф, сказка, а иногда сплетня. Хотел бы я жить той жизнью, которую придумывают для меня мои поклонники и завистники! На деле все обстоит гораздо прозаичнее, чем в их фантазиях.

Знаешь, о чем я мечтал минувшей зимой больше всего, помимо своих песен, конечно? Ни за что не поверишь! О нормальных теплых ботинках. И радовался прямо, как ребенок, когда купил за 5 тысяч зимние сапоги. Но мечтать об этом пришлось очень долго - мне тогда почти ничего не платили за выступления.

- Между <<почти>> и <<ничего>> есть некое таинственное пространство, куда звезды упорно не пускают. Можно я проявлю нескромность и загляну в карман Игоря Наджиева?

- Пожалуйста! Только могу огорчить: там не очень звенит. Ну, давай начнем с прошедшей зимы - как во всех финансовых отчетах. К этому времени у меня было немало выступлений, были даже работы в кино. Я спел 12 песен в фильме <<20 лет спустя>>. По мысли режиссера, это было не просто музыкальное сопровождение. Я изображал душу фильма, не появляясь на экране. Работа была серьезная и интересная. Но, увы, я не получил за нее ни копейки.

- Что ж, душа - сущность бестелесная, она хлеба не просит!

- Да, видно, так и решили на киностудии! Я спел три песни в фильме Леонида Квинхидзе "Белые ночи". Тоже, разумеется, "за так", о чем, впрочем, не жалею. Просто помимо обычной работы есть особые случаи. Например, потребовать своей доли за участие в престижном шоу "Овация" мог бы на моем месте только последний дурак. Это я должен был бы заплатить за то, что засветился на звездной тусовке! Такие конкурсы, как и работа в кино, на телевидении - наша реклама. А кто же от нее откажется?! Поэтому я и благодарен своим "работодателям" с киностудий и гостелерадио.

- Но одним "чувством сердечной благодарности" сыт не будешь!

- Разумеется! Но постоянного заработка молодые актеры и певцы не имеют - зарплату первого и пятнадцатого нам не выдают. Постоянную ежемесячную сумму дохода может обеспечить только надежный спонсор.

Мои прежние "меценаты" (я имею в виду МП "Альянс") держали меня на двух сотнях в месяц, потом повысили ставку аж до трехсот рублей. На эти деньги зимой 1991-го можно было как-то просуществовать, что я и делал. Но чтобы заниматься творчеством, этого было слишком мало. А мне хотелось им заниматься...

- Положим, о постоянной зарплате молодым певцам говорить не приходится. Но ведь должны существовать хотя бы подобия расценок. Можешь ли ты, к примеру, заранее предположить, сколько получишь за выход и сколько потратишь, чтобы этот же выход состоялся?

- Сейчас в искусстве, как и во всей стране, царит рынок. Нет, не рынок - базар. Ну а цены на нем тоже, как на базаре: все пытаются поторговаться и взять подешевле. И в таких условиях сосчитать убытки легче, чем доходы.

За удовольствие выступать на сцене, надо платить, и немало. Ведь я же не диктор TV, которой заказывают платья от Зайцева. А петь в одном и том же, "вечном" костюме я тоже не могу. Да и репертуар, аранжировки не могут быть "вечными". Чтобы создать оригинальный сценический образ, нужны деньги.

К примеру, запись одной песни в хорошей студии обходится как минимум в 25 "кусков". Музыканты берут за концерт от 5 тысяч и выше. Хороший видеоклип стоит "лимон". Даже при записи пластинки певец получает только 39 процентов дохода: свою долю должны получить поэт, композитор, оформитель концерта. В общем, за "раскрутку" начинающий певец должен выложить по самым скромным подсчетам 3 миллиона. А где их взять?

Это о расходах. А доходы у нас довольно жидкие. Когда в январе готовилась благотворительная акция "Бизнес и дети", О. Газманов, который может себе позволить диктовать условия, запросил за участие 25 тысяч. Организаторы ему отказали - они стояли на своей сумме - 10 тысяч, и договор не состоялся. Так что капризничают не только звезды, но и продюсеры.

Я за эту акцию получил три "куска" - тогда это были хорошие деньги. Примерно в тот же период за презентацию "Казино "Валерий" мне заплатили тысячу. Сейчас ставки возросли. Меня чаще приглашают на концерты. И все равно свои выступления и заработки я могу пересчитать по пальцам.

- Может, попробуем пересчитать? И выступления, и размер гонораров. Раз уж договорились по-честному выворачивать карманы...

- Договор дороже денег! Тем более что своих доходов я не скрываю. Про зиму и весну я тебе уже рассказал. Знаменитая "Овация", куда я просто чудом попал, акция "Бизнес и дети", работа в кино, выступления на телевидении в передачах "Под знаком Зодиака", "Кабаре" (тоже, кстати, бесплатные).

Потом была телепрограмма "Браво". Мои тогдашние помощники - СП "Иннотех MV" заплатили редакции Гостелерадио 75 тысяч за право моего участия в этом шоу. Я тогда получил три с чем-то тысячи. За выступление на дне молодежи в Новом Уренгое мне заплатили 4 тысячи, с которыми я поспешил расстаться. Надо было отдать долг за квартиру Московскому молодежному театру эстрады. Впрочем, уренгойские гастроли дела не спасли - театру я остался должен... Это у нас лето. "Горячий" сезон принес мне поездку в Липецк и еще 5 тысяч дохода. Вообще-то на липецком фестивале "Звезды свободной России" я заработал 20 штук, но 15 из них (те самые 75 %) пришлось отдать спонсорам.

В этом году я по-настоящему разбогател только на родине, в Астрахани. Земляки заплатили за концерты 30 тысяч.

Ну, вот и все! Если раскинуть по месяцам, получается не густо. Правда, "Русское шоу" обещало положить "оклад" - у них я буду иметь 5-10 тысяч в месяц. Значит, хоть голодать не придется!

- А приходилось?

- Спрашиваешь?! Разгрузочные дни у меня частенько бывали. Но я привык. Молодые певцы, они как студенты при большой эстраде. А студент сытым не бывает.

- Значит, икру черную ложками не ешь?

- Не ем, клянусь! Конечно, я понимаю, что некоторые суммы моих гонораров впечатляют. Но это лишь разовые заработки. А чаще всего серьезной работы не бывает месяцами, и тогда сидишь без копейки. А потом вдруг крупно повезет и можно себя побаловать, правда, совсем недолго. Но расплатиться за клип или студийную запись я все равно не могу!

- Боюсь, что некоторым нашим читателям разговор о трудной жизни актеров может показаться неубедительным, а суммы твоих удач - довольно высокими.

- Понимаешь, если бы я просто жил на эти деньги, то мне вполне хватило бы. Но я даже не москвич, и поэтому квартиру в столице приходится снимать. Купить ее, даже маленькую, однокомнатную конуру я не в состоянии. Собственного "Мерседеса" у меня тоже нет, и даже на "Запорожец" не накопил! К тебе на встречу, как видишь, и то на метро приехал.

В общем, я такой же, как все. Только мне при этом еще и петь хочется. А такие "причуды" стоят дороговато!

- Ладно, с деньгами разобрались. Будем считать, что певец Наджиев немного богаче хорошего врача и чуть-чуть беднее плохого слесаря. Теперь о связях. Сам знаешь, у наших звезд с талантом не всегда лады, зато с "третьей рукой" все в порядке. Тебе кто-нибудь помогал выбираться на большую эстраду или пришлось карабкаться самому?

- Помогал и помогает поэт Л. Дербенев. Но к нему я попал, что называется, с улицы: просто набрался наглости и пришел к Леониду Петровичу домой со своей кассетой. А она взяла ему и не понравилась! Это уже потом он что-то в ней высмотрел.

О. Марусев, автор передачи "Под знаком Зодиака", который не раз приглашал меня на телевидение, знает меня еще по ялтинскому конкурсу.

С международным продюсерским центром "Русское шоу" я познакомился после телепередачи. Они заметили мои песни и организовали мне несколько выступлений. А недавно, как я уже говорил, заключил с этими ребятами контракт.

А вообще, блатных полно. Они были на "Ялте" и "Юрмале", они есть на всех конкурсах, на телевидении, в кино - везде. И чтобы пробиться сквозь их строй, надо вкалывать, мелькать повсюду и еще - верить в свою звезду, иначе никаких сил не хватит.

- Значит, хоть немного, но веришь в судьбу, в его величество случай?

- Знаешь, мне когда-то цыганка нагадала, что я быстро поднимусь на вершину успеха. Быстро и высоко. Мне очень хочется, чтобы предсказание сбылось. Но больше приходится верить в себя, в свой голос, в то, что у меня не отнимут желания петь.

- Что тебе, Игорь, пожелать на пути к вершине?

- Пожелай хороших песен, талантливых композиторов и поэтов, мудрых, надежных друзей - без них никуда! Ну и удачи, конечно!

Н. Ярошук, 1993 год.

счетчик посетителей сайта
dating direct.comonline dating services